Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
Правовое регулирование договорных отношений в системе мирохозяйственных связей осуществляется нормами международного права. Конституция РФ (п. 1 ст. 15) предусматривает, что составной частью правовой системы Российской Федерации являются ее международные договоры. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то используются правила международного договора. Применительно к внешнеэкономической деятельности важное значение имеют два вида международных договоров.
К первому виду относятся договоры, устанавливающие режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств. По содержанию их можно подразделить примерно на пять основных типов: торговые договоры и соглашения; соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве; экономические соглашения; соглашения о предоставлении финансовой помощи; соглашения о защите инвестиций.
• В торговых договорах и соглашениях общего типа стороны предусматривают взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, который, как правило, распространяется на область взимания таможенных пошлин, всевозможных налогов и сборов при импорте и экспорте, а также на обложение налогами и сборами судов одной стороны в портах другой стороны, на правила и формальности, касающиеся импорта, экспорта и т.д. Из режима наибольшего благоприятствования, как правило, исключаются преимущества, которые предоставлены или могут быть предоставлены в будущем одной из договаривающихся сторон соседним государствам в целях облегчения приграничной торговли с ними, а также преимущества, вытекающие из таможенного союза, который заключен или может быть заключен в будущем одной из договаривающихся сторон.
Страны — участницы ГАТТ/ВТО представляют друг другу режим наибольшего благоприятствования, не имея между собой специальных соглашений. В некоторых торговых соглашениях указывается, что принцип наибольшего благоприятствования применяется сторонами только в области выдачи импортных лицензий.
Поскольку торговые договоры обычно заключаются на длительные сроки, они создают определенную стабильность в торговых отношениях между странами.
К торговым соглашениям обычно прилагаются списки товаров, являющихся предметом торговли между этими странами. Если импорт какого-либо товара, включенного в списки, не освобожден от количественных ограничений, то по нему указывается согласованный контингент — количество или стоимость; по некоторым позициям предусматривается возможность увеличения контингентов. Иногда в списках приводятся только номенклатура товаров и общая сумма взаимных поставок без указания отдельных контингентов. В ряде случаев к соглашению прилагаются четыре списка, два из которых содержат номенклатуру товаров с указанием отдельных контингентов, а два других — только наименование товаров, причем оговаривается, что перечисленные товары импортируются без количественных ограничений.
В ряде случаев в торговые соглашения включаются статьи, касающиеся определения происхождения поставляемых товаров; кроме того, в них устанавливается право каждой из сторон требовать при импорте соответствующее свидетельство.
Как правило, торговые соглашения регулируют примерно одинаковый круг вопросов. В некоторых соглашениях промышленно развитых стран с развивающимися странами особо оговаривается возможность увеличения кредитов или государственных гарантий этим странам для облегчения им закупок машин и оборудования.
• Межправительственные соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве играют важную роль в расширении торговли наукоемкими товарами. Обмениваясь письмами, стороны особо договариваются об осуществлении отдельных
проектов в указанной области. На базе соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве могут заключаться специальные соглашения по отдельным вопросам. На их основе одна из сторон обычно обязуется поставлять учебные материалы и оборудование лабораторий для технических и научных институтов, оказывать помощь в строительстве предприятий, включая поставку и монтаж оборудования, в организации технического обучения местного населения и в привлечении для этой цели технических специалистов и преподавателей из своей страны, а также обеспечивать студентам и практикантам соответствующей страны возможность обучения и повышения квалификации в учебных заведениях, на промышленных предприятиях и в государственных учреждениях данной страны.
В обязанности правительства принимающей страны, как правило, входит предоставление для осуществления предусмотренных в соглашении проектов земельных участков и зданий, несение расходов, возникающих в связи с поездками в пределах страны экспертов, преподавателей и технических специалистов, а также в связи с перевозками грузов, вызываемыми осуществлением проектов.
Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве обычно заключаются на три — пять лет, иногда на один год с оговоркой о возможности продления за месяц до истечения срока действия.
Будучи правовой формой оказания технической помощи, развивающимся странам, соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве имеют большое экономическое значение. Крупные компании, получая возможность участвовать в строительстве предприятий и в управлении ими, стремятся оказывать влияние и на долгосрочные программы экономического развития соответствующих стран. С другой стороны, такие соглашения обеспечивают компаниям возможность расширения сбыта машин, оборудования и других товаров.
Похожие работы: